Разрушение материала конструкций зданий и сооружений, как правило, раньше всего возникает в местах сопряжения отдельных элементов, где возможны трещины, неплотности, раковины, образование узких щелей и карманов, в которых скапливается пыль и задерживается влага. Влага накапливается в плохо проветриваемых пространствах под ребристыми перекрытиями, особенно с высокими ребрами и в междуферменном пространстве покрытий промышленных зданий с влажным режимом. Образование конденсата и вследствие этого ускоренное разрушение наблюдается в местах сопряжения световых и аэрационных фонарей с элементами покрытий (рис. 1), в местах сопряжения оконных и дверных коробок с кладкой стен или ребрами панелей. Рис. 1. Соединение светового фонаря с конструкцией монолитного покрытия. Скопление снега в ендовах, у водосточных труб и воронок кровель, а также в глухих пространствах за парапетами и в местах примыкания кровли части здания меньшей этажности с вертикальной стеной более высокой части здания приводит к повреждению кровель и протеканию воды при оттепелях и весной при таянии снега. В температурных и осадочных швах, швах сопряжения панелей стен зданий, в узлах омоноличивания сборных железобетонных элементов образуются трещины, в которые и проникает влага. Типичными местами нарушения плотности соединения и появления трещин и других изъянов являются сопряжение покрытия полов внутри зданий и отмосток-отливов вне его, со стенами и колоннами, при этом образуется щель, в которую проникают атмосферные или промышленные воды.
В сильно насыщенных арматурой узлах сопряжения прогонов и колонн монолитных железобетонных конструкций (рис. 2) образуются раковины и неплотности в бетоне, откуда начинается разрушение арматуры, а затем и бетона. Рис. 2. Сильно насыщенный арматурой узел сопряжения прогонов и колонн монолитного железобетонного перекрытия В целях уменьшения опасных мест, в которых возможно возникновение дефектов и последующих разрушений зданий и сооружений, при проектировании необходимо принимать возможно более простые и четкие планировочные и конструктивные решения, которые в значительной степени сократят опасность раннего повреждения материала и разрушения конструкций.